• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
20:30 

Жить - это значит любить людей.

запись создана: 15.12.2013 в 18:37

@темы: Красота - это Вера

20:28 

Музыка, без которой трудно представить себе Рождество.

Жить - это значит любить людей.
00:44 

Адвентовский календарь. По залам Эрмитажа.

Жить - это значит любить людей.
День одиннадцатый. Помпео Джироламо Батони, «Святое семейство со св.Елизаветой и Иоанном Крестителем». Италия, 1740-е.




Это мои собственные фантазии, конечно, но мне почему-то кажется, что Мадонна на этой картине похожа на Майке… Я потому и обратила на нее внимание из-за этого, то есть, получается, заметила ее сравнительно недавно. Но совершенно не зря заметила - картина чудная. Такая легкая, изящная и при этом очень живая и эмоциональная. Все фигуры в движении, это не «парадный портрет», а радостная суета обычной семьи. И хотя соблюдены все обычные традиции, - Мария в ало-голубом, Иоанн уже с посохом и ягненком, Иосиф почтенный старец, - тем не менее, картина не выглядит строго каноничной. У каждого персонажа своя эмоция, внимание гостей сосредоточено на Младенце, Мария старается приласкать заодно и Иоанна, не зря она воплощение всеобщей матери, Иосиф погружен в привычные для своего образа грустные думы о будущем, а может, просто недоволен, что ему помешали читать… Все при желании можно понимать глубоко символично, а можно и как типическую жанровую сценку. Много ярких красок, но не кричащих, оттенки нежные, поэтому ощущения пестроты не возникает (в интернете, к сожалению, не удалось подобрать репродукции хорошего качества в нужных тонах). И свет просто удивительный. Традиционно ярче освещены Мария с Сыном, но при этом не создается впечатления, что это сделано «намеренно», как на большинстве прочих картин на ту же тему, освещение естественное, и когда стоишь рядом, возникает иллюзия, что это настоящий блик от окна, хотя в данном зале это полностью исключено…

Еще одна любопытная деталь - у этой картины в Эрмитаже есть двойник, гобелен 18-го века. Правда ни одной его фотографии я в интернете так и не нашла, и о зале, где он висит (один из многочисленных залов прикладного искусства) вы узнаете только, что там выставлены разные «императорские сани». Я ничего не имею против саней, но гобелен, мне кажется, все же интереснее. Правда из-за этих саней к нему толком не подойти, может, потому и фоток нет… Или потому, что в Эрмитаже и так видимо-невидимо гобеленов, причем зачастую гигантских, так что этот, формата крупной картины, особого интереса не представляет. Но мне он нравится, и, кстати, он мне понравился еще задолго до того, как я вообще обратила внимание на оригинал…
Кстати, с этого поста я, скорее всего, начну добавлять и мои любительские фото тоже, хотя и не превосходного качества, но некоторых интересных вещей, которые есть в Эрмитаже, в интернете просто не найти. По тегам то есть не найти, не исключено, что где-то они все же есть.


читать дальше

@темы: "эпическое", Адвент, Питер, ассоциации, живопись

13:30 

Адвентовский календарь. По залам Эрмитажа.

Жить - это значит любить людей.
День десятый. Мастер Тюизонского алтаря, «Въезд Христа в Иерусалим». Франция, вторая половина XV в.




Этой картина первая в числе тех, которые у меня в числе любимых с самого детства, то есть с еще несознательного возраста. Потому можно с уверенностью сказать, что их я люблю действительно искренней и чистой любовью, без каких либо предубеждений и сторонних ассоциаций, просто ради них самих.
Я помню, что любила эту картину задолго до того, как узнала, что на ней изображено, задолго до того даже, как вообще впервые услышала о христианстве… У меня тогда не возникало особо вопросов, кто и почему, нравилось просто потому, что красиво. Хотя, наверно, вопросы были, но я легко сама могла придумать ответы на них, ни у кого ничего не спрашивая. Трудно сейчас сказать что так привлекало меня в ней в детстве, может, это удивительное сочетание ярких, почти светящихся красок… Или какая-то особенная утонченность фигур и вот такая «сплоченность» композиции, когда на очень узком изображении помещается целая толпа, но при этом фигуры не стеснены, в них ощущается свободное движение - тогда это поразило мое воображение.
Картина прибыла в Эрмитаж из Франции, но мне не кажется, что это повод приписывать ее создание непременно французскому автору. По мне так здесь скорее нидерландская школа – во всем, кроме цвета. Очень похоже на средневековую иллюминированную миниатюру. Картина очень «готическая», особенно в плане отображения архитектуры и костюмов (на библейский Иерусалим, конечно, мало походит). Кроме того, мне всегда казалось, что в ней есть что-то и от православной иконы.
И еще очень отчетливо помню, что это было первый раз в жизни, когда я увидела такое каноническое иконописное изображение нимба, и все, помню, ломала голову – что это такое??? И если честно мне до сих пор трудно воспринимать именно эту картину как принадлежность к библейской истории, это навсегда так и осталось впечатлением «родом из детства».



08:57 

Жить - это значит любить людей.
Небольшой офф-топ в связи с залами Эрмитажа: мне всегда почему-то казалось, что на изображение морийского зала с колоннами Джексон вдохновлялся двенадцаитиколонным залом. Может по фотографиям не так ощущается, но когда в кино первый раз его показывают в таком ракурсе СНИЗУ ВВЕРХ, впечатление именно такое, как в этот зал в Эрмитаже входишь. И освещение точно такое же. То есть вдохновляться он мог чем-то другим - брать за основу, я видела подобные постройки, но его итоговый вариант получился больше всего похожим именно на этот.





@темы: Питер, Толкиен, ассоциации, кино

07:43 

Адвентовский календарь. По залам Эрмитажа.

Жить - это значит любить людей.
День девятый. Мастер женских полуфигур, «Музыкантши». Нидерланды, первая половина XVI в.



Эта картина известна всем… не столько любителям живописи, сколько музыки, ее крайне любят использовать в качестве иллюстрации в разнообразных книгах и словарях на музыкальную тему. Или даже в крайне искореженном виде на обложках нотных тетрадей. Однако, поскольку картин на музыкальную тему немало (одной только конкретно этой есть несколько вариантов!), а используют чаще всего именно эту версию, значит, в ней действительно что-то есть. Жаль только, что неизвестен ее автор. Его называют условным именем «Мастер женских полуфигур». Причем неизвестно толком, что под этим именем подразумевать – отдельную личность, группу лиц или целую мастерскую. И с происхождением автора разброс от Парижа до Амстердама, но традиционно-условно принято считать, что Нидерланды. И знаете – мне тоже так кажется. В крайнем случае Германия, но уж точно ничего французского нет в этой картине. И в Эрмитаже она висит, как и положено, в Романовской галерее.
Именно на примере этого мастера (мастеров?) можно пронаблюдать, как голландская школа шагнула, чуть ли не из средневековья прямиком в новое время. И страны, традиционно считавшиеся отсталыми и грубыми еще во времена Рембрандта, совсем скоро стали считаться самыми экономически развитыми и прогрессивными. Кстати, Рембрандт в этой картине если не и угадывается, то, скажем так – определенно предвосхищается. Это уже не просто жанровая сценка, это почти психологический протрет. Хотя работы того же автора на религиозную тему сугубо традиционны, в духе Возрождения, даже, я бы сказала, Проторенессанса. (Википедия от души приписывает его стилю переходность от средневековья к раннему Возрождению, но уж это они загнули, конечно).
Быть может, именно в этом скрытое обаяние картины: в том, что, с одной стороны, это воплощенный ренессанс, а с другой, есть в ней что-то и от грядущего классицизма, и даже от романтизма. Никаких обращений к высоким материям, никакой религиозной символики, никакой мифологии, три обычные девушки, играющие светскую музыку (в тетрадке ноты вполне реальной песенки того времени – про любовь). И в то же время эти обычные девушки по своей одухотворенности, нежности, лиричности не уступят большинству мадонн, а по изящности, непосредственности, женственности дадут фору любой античной красотке. Особенно прекрасны их руки, их трепещущие на инструментах пальцы. И таки да, эта картина просто источает МУЗЫКУ, ее можно слышать почти реально.
Забавно, но в русской википедии считают, что «лучшая версия» картины хранится в Вене, а немецко- и италоязычная в качестве образца творчества автора предлагают именно эрмитажную версию. Я не знаю, вообще, что подразумевается под «лучшей версией» - сохранность? Тогда, возможно, что и в Вене, но если индивидуальность, то я за нашу, питерскую. Хотя я венскую вживую не видела, но мне кажется, ее можно назвать «лучшей» разве что в плане сохранности и яркости красок. Но вот после эрмитажной она мне совершено не понравлась, показалась неестественной и аляповатой. Даже в выражения лиц на питерской версии больше жизни, больше нюансов... На венской картине девушка на переднем плане (являющаяся смысловом центром картины, самым запоминающимся и притягивающим внимание образом) – просто прилежно смотрит в ноты, склонив голову. На нашей же версии у нее совершенно удивительное выражение лица: она как бы НЕ СМОТРИТ. То есть делает вид, что не смотрит. Она как будто рисуется перед зрителем или художником, играет на память, но, видимо, память подводит, и она косит глазами в текст, при этом стараясь держать голову прямо. Мне доводилось наблюдать подобное поведение у музыкантов, и этот психологический момент передан с поразительной живостью! И вообще картина более живая, чем прочие версии (я всего видела четыре), на остальных нет вот этой удивительной светотени, этих полутонов, этого совершенно живого, чуть проступающего румянца на щеках, этих приглушенных (и оттого совершенно естественных, ЖИЗНЕННЫХ!) цветов и оттенков. Вообще, если не приглядываться, эта картина больше похожа на очень старую, помутневшую фотографию больших размеров.
Нет, определенно, сравнивая разные версии этой картины, можно прийти к выводу, что под маской Мастера женских полуфигур скрывается несколько художников. Но именно автор ЭТОЙ версии - Мастер с заглавной буквы. Хотя, конечно, если придираться по мелочам, к «дефектам» можно отнести «незавершенность» некоторых деталей туалета и явно не до конца прописанное лицо третьей девушки. На венской версии больше деталей и красок, узорчиков и украшений, но мне все же кажется, что истинная ценность живописи не в этом. Смешать яркую палитру и нарисовать узорчики может любой ремесленник, но именно по эрмитажной версии можно с уверенностью сказать, что эту картину создал большой художник, чье творчество останется жить в веках… Невзирая на отсутствие имени.

@темы: "эпическое", Адвент, Питер, ассоциации, живопись

14:38 

Жить - это значит любить людей.
«Одну из существенных закономерностей того времени героиня романа сформулировала для себя так: «...тут есть общий какой-то закон: кто глубоко и сильно живет в общественной работе, тому просто некогда работать над собою в области личной нравственности, и тут у него все очень путанно...»


Мда, я бы сказала, тут вообще все очень путанно…

@темы: книги, так, обо всем

09:46 

Адвентовский календарь. По залам Эрмитажа.

Жить - это значит любить людей.
День восьмой. Христофор Паудисс, «Головка девочки». Германия, XVII в.



В отличие от некоторых предыдущих, мимо этой крошечной картины из галереи нидерландской живописи очень легко пройти не заметив. Подозреваю, что 99 из 100 посетителей именно так и поступают. Иначе как объяснить то, что во всем интернете всего два фотоснимка картины, причем второй качества худшего, чем мои любительские? Картина, повторюсь, крошечная, даже меньше, чем представленная фотография. Правда заключена в массивную раму, но от того кажется еще меньше.
Возможно, после всех предыдущих божественных сюжетов выбор этой картины покажется несколько странным. Паудисс вообще не особо известен, быть может, потому, что прожил относительно мало и не так много успел написать. Славен он по больше части натюрмортами (парадокс, но мне, любительнице натюрмортов, как раз они у него и не нравятся), а это не исключено, что и не полноценная картина, а набросок, у нее и названия-то толком нет. И неизвестно, кто на ней. И сказать о ней экскурсоводам нечего, и, вроде как, и внимания на нее обращать особо не стоит… Может, и в самом деле она ничего выдающегося из себя не представляет, но в отношении меня это тот случай, когда картина очаровывает на всю жизнь, стоит к ней разок приглядеться.
Опять же в оригинале она не выглядит такой четкой. Такое впечатление, что ты сморишь на нее через запотевшее или с потеками дождя окно. Или через толстый слой льда. Бликующее от слишком яркого освещения стекло добавляет впечатления. Вот ты и всматриваешься тщательно, пытаясь разглядеть, что там, собственно говоря, нарисовано, и хотя понимаешь, что в сущности ничего особенного, но уже не можешь оторваться.
Личико такое трогательно-детское, нежные пухленькие губки, волосы такие пушистые и мягонькие, но есть в этой головке что-то щемящее и вместе с тем почти призрачное. Она не умиляет, как другие детские портреты Эрмитажа, а тревожит. Чем пристальнее вглядываешься, тем размытее, расплывчатее кажется портрет. Чем дольше смотришь, тем меньше понимаешь, кто это - ребенок, или маленькая старушка, или печальный ангел – то ли размышляет, то ли дремлет... Как-то даже грустно, что мы не знаем хотя бы ее имени. Хотя «что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет». Но здесь вряд ли роза, скорее поникший полевой цветочек. Большинству девочек и девушек, изображаемых на анонимных портретах тех времен, присваивается звание «дочери художника». Если так, то тем более печально, так как любящего отца эта девочка скоро потеряет. Любящего - потому что нелюбящий разве бы смог так нарисовать, подарив бессмертие? Хотя так ли уж оно ей было нужно? Кажется, что ей одиноко и неуютно совсем одной в этой длинной светлой галерее, среди такого обилия произведений искусства, по северному строгих и мрачноватых, где к тому же к ней почти никто никогда не подходит. Потому, проходя по Петровской галерее, не пожалейте пары секунд своего времени и задержитесь у маленького портрета неизвестной печальной девочки… И скажите ей что-нибудь ласковое и доброе.

@темы: &quot, "эпическое", Адвент, Питер, ассоциации, живопись, эпическое&quot

12:18 

Адвентовский календарь. По залам Эрмитажа.

Жить - это значит любить людей.
День седьмой. Андреа Верроккьо, «Мадонна с младенцем». Флоренция, XV в.



Эта, по меркам Эрмитажа совсем маленькая (около 70-ти сантиметров в высоту), картина как-то незаслуженно обделяется вниманием экскурсоводов. Спорим, вообще мало кто знает, что в Эрмитаже есть Верроккьо! Опять же, подобно многим (если не сказать большинству) картинам старых мастеров, эта картина дает повод сомневаться в ее авторстве. Но с ренессансными картинами всегда так, и у Рафаэля половина работ под сомнением, и у Фра Беато, а Мандейн так и вовсе был неграмотным, и ни одна его картина точно не идентифицирована. В любом случае, даже если это и не сам Верроккьо, то один из непосредственных учеников его мастерской, в этом уж все сходятся.
Я понимаю, на первый взгляд кажется, что в этой картине нет ничего особо примечательного, - очередная Мадонна в канонической «тронной» позе. И я даже колебалась, стоит ли включать ее в список, поскольку мне трудно будет мотивировать этот выбор… Но все же попробую.
Что сразу бросается в глаза и отличает ее от обычных ренессансных и вообще мадонн, так это предельная роскошь одеяний, причем и по цвету не совсем традиционных – багрово-черных-золотых. Не знаю, может, здесь черный изначально предполагался как синий, а багровый как красный, но воспринять их так можно только при очень большом старании. Картина вообще очень темная, но это связано, скорее, с не очень хорошей сохранностью, то ли при переносе с дерева на холст что-то пошло не так, то ли просто от времени пострадала, но легкая сеточка трещинок дает этакий эффект легкой вуали – но это если приглядываться.
В отличие от всех других мадонн Эрмитажа, даже тех, что на троне, в этой нет никакого намека на смирение и кротость. Если честно, в ней вообще нет ничего от Мадонны, она, скорее, похожа на королеву или другую знатную женщину, гордую, величественную, полностью сознающую свое могущество. Она и более возрастная, чем обычно Мадонна, уже совершенно точно не юная девушка, женщина средних лет. Здесь все детали подчеркивают ее величие, и почти чрезмерная роскошь одеяния, и небольшая диадема, и богатый интерьер, и даже подушечка, на которую поставлен младенец, видимо, чтобы не помять складок платья. И самого младенца она держит не как своего ребенка, а как скипетр, королевскую регалию, символ своего могущества.
И все же эта картина очень красива, и ей не устаешь любоваться. Красива не духовным содержанием, не прелестью портретов - красива именно своей внешней красотой, она больше похоже на произведение прикладного искусства, чем на шедевр живописи. Она красива, как драгоценное украшение, усыпанный драгоценными камнями блестящий медальон в футляре богатой массивной рамы. Краски очень теплые и насыщенные, кажется, бархат и парчу можно потрогать на ощупь, фигуры объемные, предметы интерьера почти рельефны. Она восхищает и поражает своим великолепием, своей роскошью. Роскошью не крикливой и бьющей в глаза, а по-настоящему богатой, полной достоинства и оттого более ценной.

о зале

@темы: &quot, Адвент, Питер, ассоциации, живопись, эпическое&quot

11:05 

Адвентовский календарь. По залам Эрмитажа.

Жить - это значит любить людей.
День шестой. Неизвестный немецкий художник XVI в., «Поклонение младенцу Христу» («Рождество Христово»).



Эта картина, хоть и принадлежит творцу шестнадцатого века, больше напоминает книжные миниатюры средневековья. На ней мы видим канонический сюжет христианской живописи, известный как «поклонение Младенцу» (не путать с «поклонением волхвов»!). Этот сюжет предполагает в первую очередь Марию и спящего (лежащего в колыбели) Младенца Иисуса, очень часто присутствуют и ангелы. Картина перенасыщена символикой: вместо хлева развалины храма как символ погибшего язычества, свеча как символ бессмертной души, четырехугольный плат вместо яслей как символ рая и т.п. Правда Мария одета в слишком темное платье вместо привычного ало-небесно-голубого, но как раз для северной живописи подобный вариант очень распространен. В картине много условностей, например, расписанный золотистыми виньетками фон в верхней части - вместо неба, сочетание на одной картине двух сюжетов (на дальнем плане можно разглядеть «бегство в Египет»). Правда, ангелы конечно типично «возрожденческие» с их мягкими кудряшками розово-алыми и радужными крылышками.
И хотя для миниатюры она слишком большая, но и для обычной картины форма у нее не совсем обычная, очень узкая, удлиненная, как будто созданная для столбца в книге. Возможно, она изготовлялась на заказ для простенка между окнами конкретного храма. Мимо нее в Петровской галерее точно не пройдешь. Хотя я до самого последнего момента колебалась между ней и «Богородицей во славе» Яна Провоста из соседней Романовской галереи. Она есть в моем посте от 30-го ноября, и обратите внимание, что хоть и разные по стилю и сюжету, эти картины похожи, как близнецы… по форме, цветовой гамме, и, самое главное, по образу Богородицы. Как будто ее рисовали с одной и той же женщины (или кто-то кого-то копировал). Похожа одежда, волосы, и, главное, лица… Я выбрала все же эту картину, потому что ее сюжет больше соответствует адвентовскому времени. К тому же, как я уже говорила, она выглядит больше средневековой, чем ренессансной, и потому интересно разнообразит мою мини-коллекцию.

@темы: эпическое&quot, живопись, ассоциации, Питер, Красота - это Вера, Адвент, &quot

08:08 

Адвентовский календарь. По залам Эрмитажа.

Жить - это значит любить людей.
День пятый. Рембрандт ван Рейн, «Святое семейство и ангелы». Нидерланды, 1645.



Я не такая уж фанатка творчества Рембрандта, хотя очень уважаю его и более-менее разбираюсь. В Эрмитаже наиболее полная коллекция его живописи из существующих в мире, о чем вам непременно напомнит каждый экскурсовод.
Рембрандт занимает огромный зал, разделенный несколькими перегородками, и такой же огромный зал по соседству занимают картины «школы Рембрандта». В этих залах всегда царит полумрак, окна обычно задрапированы и пропускают мало света, потолки сравнительно низкие, стены темно-зеленые (фотки с официального сайта безбожно отфотошоплены и засветлены). Конечно, это иногда мешает рассмотреть картины, если не подойти вплотную и с фотосъемкой не развернешься, но в данном случае именно такое решение является очень удачным. У самого Рембрандта на картинах почти всегда подобное освещение - фигуры либо выступают из тьмы, либо тонут в полумраке… Сумрак зала усиливает это впечатление, и происходящее на картинах кажется почти реальным. Особенно если учесть их внушительные размеры.
Мне в принципе нравятся его картины, но не все, а такие как эта. Или как «Жертвоприношение Авраама», но эта, конечно, более соответствует моменту. Если я что и люблю у Рембрандта, так именно вот это ощущение «запечатленного мгновения», которое ему удается как никому другому. Вспомните, как на картине с Авраамом, которая просто полна движением, причем это впечатление еще и усиливается драматичностью момента, это почти кинематографический «последний момент», который в кино обычно показывают в замедленной съемке. Нож еще падает, Авраам вполоборота, ангел в порыве хватает его за руку…
На этой картине тот же эффект, такое же «застывшее мгновенье», но ситуация совершенно иная – картина дышит спокойствием и умиротворением.… Она вообще довольно традиционна для изображения Святого Семейства, где всегда на свету и в центре Мария с Младенцем, а Иосиф, Анна, Елизавета и другие родственники обычно с краю, на заднем плане и, как правило, в тени. Иосиф очень часто изображается работающим, особенно на картинах голландских живописцев. И складывается впечатление, что семья на картине Рембрандта как будто специально приняла традиционные позы, словно позируя для парадного фотоснимка… Иосиф погружен в работу, Мария чинно села у колыбели с книгой на коленях… Но в самый момент снимка малыш заворочался или захныкал во сне, и Мария, забыв обо всем, наклонилась к нему…
Сразу бросается в глаза, что обстановка и костюмы мало соответствуют исторической эпохе персонажей - если бы не пухленькие ангелочки в верхнем углу картины, она была бы неотличима от обычной жанровой сценки. В средневековье было обычным делам одевать библейских персонажей в современную художникам одежду, да и во времена Ренессанса северные живописцы этим увлекались, но во времена Рембрандта историзм в живописи был в принципе уже явлением устоявшимся – сравните с другими его работами на библейские темы. Потому это, скорее всего, сознательная метафора. Здесь не Святое Семейство принижается до обычной семьи, скорее, наоборот, каждая настоящая любящая семья возвышается до ореола святости. Да и ангелочки могут залететь в любой дом, не зря же в молитве повечерия говорится: «…и да охранит Господь этот дом, и да пребудут в нем святые ангелы…»
Но даже если не вдаваться во все эти высокие материи… Я просто люблю эту картину за то ощущение уюта, нежности и теплоты, которое от нее исходит...



читать дальше

@темы: живопись, ассоциации, Питер, Красота - это Вера, Адвент, "эпическое"

11:45 

Жить - это значит любить людей.
Второе воскресенье Адвента:
Господи, милостиво прими наши смиренные мольбы и приношения,† а поскольку никакие заслуги недостаточны,* приди нам на помощь Своим прощением


запись создана: 08.12.2013 в 01:48

@темы: Красота - это Вера

11:45 

Музыка, без которой трудно представить себе Рождество.

Жить - это значит любить людей.

Download Dzien Jeden W Roku for free from pleer.com




читать дальше
запись создана: 06.12.2015 в 18:50

@темы: Красота - это Вера, музыка, счастье

00:51 

Адвентовский календарь. По залам Эрмитажа.

Жить - это значит любить людей.
День четвертый. Гвидо Рени, «Иосиф с Младенцем на руках». Италия, 1635.





Если при посещении Эрмитажа вам хватит сил посетить несколько скромных, скуповато освещенных небольших залов, где представлены работы не самых известных итальянских мастеров, не проходите мимо этой картины.
Из совершенно необъятного количества произведений итальянской живописи, хранящейся в Эрмитаже, я хочу отметить этот не совсем традиционный сюжет. Святому Иосифу крайне редко перепадает место на первом плане, даже при изображении святого семейства он как правило в тени. Хотя его роль несомненно важна, и на этой картине прекрасно передано - почему. Если глубинная суть всего христианства - это обожествление материнства, материнства как истинно духовной любви, а не как примитивного культа плодовитости, как в языческих религиях и у Толстого, - то эта картина поднимается на уровень выше в его понимании, к обожествлению в целом родительской любви, как высшего чувства, доступного земным людям. Эта картина не просто своеобразный гимн отцовской любви и нежности, которые не уступают материнским, но и утверждение этой любви как ценности несомненно ДУХОВНОЙ. Любовь - это проявление души, а не плоти или крови. Скрытый мягкий упрек всем тем, кто утверждает (и среди моих знакомых, к счастью, не особо близких, много таких) что любить можно только СВОЕ, а у кого «своего» нет, тот и любить не способен, и вообще человек неполноценный.
У Иосифа никогда не было «своего». Он просто умел любить.

@темы: живопись, Питер, Красота - это Вера, Адвент, "эпическое"

16:17 

Адвентовский календарь. По залам Эрмитажа.

Жить - это значит любить людей.
День третий. Робер Кампен, «Богоматерь с младенцем у камина». Нидердланды, 1433-35 гг.




Если коллекция произведений французского искусства в Эрмитаже уступает только собранию Лувра, итальянская ей немногим уступает (если засчитать за итальянские все то нереальное количество античных римских статуй, то и намного превосходит), то собрание германского искусства конечно, скромнее. Но опять же на втором или третьем месте в мире. И это только немецкая живопись и прикладное искусство, а я собираюсь в дальнейшем упоминать термин «германское искусство» для обозначения искусства всех германских стран в целом (кроме Англии). В Эрмитаже таким образом имеется четыре экспозиции – немецкое, нидерландское, голландское и фландрское искусство. Если считать не только живопись, то есть еще огромная экспозиция средневекового прикладного искусства. Примерно третью часть экспозиции северных стран занимают залы крупнейшей в Европе коллекции картин Рембрандта и школы Рембрандта. О нем мы еще поговорим позднее. Работы почти всех остальных авторов расположены в галереях, и это действительно самые настоящие галереи в полном смысле слова - Петровская и Романовская. Очень длинные, очень узкие и, благодаря многочисленным окнам, очень светлые переходы между северным и южным павильонами. Их стены и проемы между окнами плотно увешаны картинами и уставлены витринами. Здесь очень много всего и только на осмотр этих двух галерей по причине их протяженности можно потратить полдня, если рассматривать все внимательно – проверено на собственном опыте. К тому же еще и окна выходят на находящийся между ними знаменитый висячий сад, который сам по себе является произведением искусства, особенно летом. Поэтому очень легко в этих галереях что-то пропустить или не заметить, особенно если картина очень маленькая, размером с небольшую книжку, как эта - «Богоматерь у камина» Кампена. Она является частью диптиха, но вторая часть «Троица» несколько мрачновата, и как-то так исторически сложилось, что большей известностью пользуется именно эта половинка.
Я выбрала эту картину больше как очень характерный (для меня!) пример германской живописи в целом. В ней есть все ее «крайности», все ее сильные и слабые стороны прекрасно просматриваются. Вообще германская живопись она такая… Очень на любителя. К итальянским и французским картинам можно быть равнодушным, но они хотя бы не вызывают недоумения, они в большинстве своем условно красивы и приятны глазу. Однако с восприятием германского искусства эпохи Ренессанса у многих возникают проблемы. Вообще искусство северной школы, то есть протестантских (или в будущем протестантских) стран разительно отличается от искусства южных, католических Италии и Франции. Германские страны традиционно считались более отсталыми и бедными в то время, отчасти это так и было, что наложило отпечаток и на искусство. Оно более сдержанное, лаконичное, более, я бы даже сказала, скованное, более традиционное и архаичное, и в то же время в чем-то более продвинутое, почти новаторское. В нем гораздо в меньшей степени заметно влияние античности, больше сохранилось черт средневековья (особенно готики). С другой стороны в нем делается упор на бытовые детали, причем бытовые именно для авторов картин, религиозные и мифологические (весьма редко) реалии в них гораздо смелее и прихотливее сочетаются с реалиями современной автору действительности. Картины северных мастеров очень «графичны», не потрясают буйством красок, картины начисто лишены французского лоска и итальянской эфирности, германская живопись более манерная и вычурная. Фигуры, позы, лица людей на картинах часто кажутся неестественными, даже уродливыми, почти отталкивающими. И именно это придет им свой неповторимый шарм.
Конечно, я сейчас говорю не обо всех без исключения картинах германской школы, а так сказать, о «большинстве», о некоем среднем арифметическом. И вот как раз данная картина отражает прекрасно все эти черты. Здесь и довольно традиционные символические детали - красно голубое одеяние Богородицы, сосуд с водой как символ чистоты и пр.; и бытовой антураж, обстановка типичная для обычного дома среднего класса тех времен; и попытка сделать портрет по-домашнему уютным и естественным - относительно свободная поза младенца и жест Богородицы протягивающей руку к огню; и несмотря на это все, некая напряженность поз. Есть в ней этакое ощущение нераскрытости, недоговоренности, какого-то особого смиренномудрия, присущего германцам. Как будто автор заведомо признал себя неспособным - или недостойным? - изобразить столь божественный сюжет. И лишь наметил его контуры, предоставив остальное нашему духовному взору.
Может, именно потому мне она на самом деле так нравится, даже не знаю. Или потому, что мимо нее так легко пройти не заметив.


галерея

@темы: живопись, города и страны, ассоциации, Питер, Адвент

12:13 

Адвентовский календарь. По залам Эрмитажа.

Жить - это значит любить людей.
День второй. Чима да Конельяно (Джованни Баттиста Чима). «Благовещение». Италия, 1495.






От натюрмортов сразу ринемся в высокое. Благовещение - сюжет, без упоминания которого и адвент не адвент. Моя самая любимая, вне конкуренции, картина на этот сюжет - Ботичелли, но она находится в Москве. А если же говорить о собрании Эрмитажа, то безусловно - эта.
Эта картина своего рода золотое сечение Ренессанса - легкая, изящная, и в то же время строгая и сдержанная. Светлые радостные краски в сочетании с четкими продуманными линиями. Легкость движений в сочетании с величием. Она предельно традиционна, и в то же время полна жизни только что запечатленного момента. Ангел кажется еще летящим, лилия – трепещущей. Спокойная, статичная фигура Марии уравновешивает этот порыв. В этой картине нет абсолютно ничего лишнего, и в то же время в ней есть ВСЕ.
Выбираю это картину - и сознательно и по велению души - еще и потому, что она само воплощение Возрождения с его высокой духовностью, чистотой, надмирностью, которые больше никогда и никому не удалось повторить. Только при взгляде на подобные картины ощущается во всей полноте, что их писали люди, для которых Бог был полностью реален, а вера - естественной, как дыхание. В нашем отравленном скепсисом мире им трудно не завидовать. Подобное произведение служит живым опровержением всем тем, кто утверждает, что вера слепа, что она якобы отупляет, ограничивает… Так пусть хоть кто-то из таких вот неотупленных и неограниченных людей попробует создать нечто подобное. Не просто запечатлеть собственную душу на картине, но дать возможность и всем остальным через века почувствовать и поверить.
(в интернете нашлась только одна фотография приличного качества, но она темновата. На общем снимке зала заметно, что колорит гораздо более светлый.)

О зале.

@темы: Питер, ассоциации, Адвент, &quot, эпическое&quot, живопись, города и страны

09:53 

Адвентовский календарь. По залам Эрмитажа.

Жить - это значит любить людей.
День первый. Франс Снейдерс. «Рыбная лавка». Голландия, 1620-е.







Начну, как ни странно, с довольно низменных материй. С натуралистического фландрского натюрморта.
Я на самом деле очень люблю натюрморты. Могу объяснить почему - во-первых, мне просто нравится рассматривать все эти многочисленные предметы во всех деталях. Во-вторых, меня привлекают эти случайные неожиданные сочетания: фрукты, (целые, разрезанные и полуочищенные), бокалы с вином, разнокалиберная посуда, цветы, морепродукты (для особо мною любимого голландского натюрморта они весьма актуальны) и самые разные другие непредвиденные вещи. В-третьих, из всех видов живописи, натюрморт, наверно, призван изобразить самое мимолетное, недолговечное, я бы сказала, тленное, но истинное «мгновение вечности». Люди с портретов либо реально существовали, либо, даже если они и вымышлены, мы знаем их истории. Пейзажи тоже явление долговечное, хоть и меняются каждую секунду. А тот набор предметов, который мы видим на натюрморте, он существует лишь на время его написания, а потом большинство этих вещей исчезнет навсегда, и те, что просуществуют чуть дольше, уже никогда не будут именно ТАК сочетаться друг с другом. И потом, возможно, нелегко даже красивое нарисовать красивым, великое великим, а интересное интересным. Но чтобы изобразить настолько обыденные и сугубо материальные вещи прекрасными и захватывающими, на это действительно нужно мастерство. О натюрмортах я вообще могла бы наговорить много чего… Но обращусь к одному из них.
И тут дело даже не в натюрмортах, а в том, что я ничего не могу с собой поделать, я просто обожаю эту картину… Вернее картины… Две картины с одинаковым названием «Рыбная лавка», которые в свою очередь являются частью цикла «Лавки» Франса Снейдерса.
Конечно, «Лавки» это не натюрморты в строгом смысле слова, в них есть элементы и жанрового портрета, и пейзажа, но все же основное внимание настолько полно сконцентрировано на грудах еды, что и люди, и окружающая среда смотрятся на их фоне незначительными деталями. И вот как раз этих столь любимых мною деталей здесь завались (во всех смыслах). Каждый раз можно открывать для себя что-то новое, сорри за клише.
Тут еще, возможно, на меня влияет и обаяние самого места, это один из самых красивых и роскошных залов экспозиции, соседний с залом Рубенса, такой же просторный, светлый и веселый. Стены плотно увешаны огромными яркими полотнами и - несомненное преимущество перед Рубенсом - по центру идет ряд банкеток, на которых можно посидеть и отдохнуть после многокилометровых прогулок по Эрмитажу. И заодно как следует полюбоваться картинами.
В том же зале присутствуют еще две аналогичные по содержанию и композиции «Фруктовые лавки» и одна «Лавка дичи». Но я почему-то люблю именно «Рыбные». Наверное, вот почему – прочие картины цикла очень ярки, насыщены, красивы и, я бы сказала, предельно реалистичны. А в «Рыбных» вещи изображены не столь привлекательные, да и натурализм как-то уж слишком зашкаливает, это уже что-то почти сюрреалистическое. Снейдерс вообще питает слабость к изображению гигантских рыб и прочих морских тварей, они у него присутствуют и в ряде фантастических картин на мифологические темы. И вот через них и этот, казалось бы, такой бытовой сюжет становится немного фантастичным: когда на такой вульгарный деревянный стол и даже на пол грубо вываливается то, что еще недавно было частью сокровенных и таинственных морских глубин. Обилию, разнообразию и, главное, живучести предметов изображения удивлять не приходится, Голландия же – вот оно море, через дорогу (хотя я как придирчивый любитель зоологии могла бы, возможно, поспорить по поводу уместности нахождения всех этих видов в одной сети/корзине). Каких-то, может, полчаса назад оно все плавало и жило насыщенной личной жизнью, а вот теперь это уже еда. Даже при желании некую мрачноватую аллегорию из этого можно вывести, но лучше не надо.
Именно со скамеек, кстати, на эти картины самый лучший обзор, потому что ближе подходить я бы не рекомендовала. Насчет фруктов и дичи не знаю, но «Рыбные лавки» при приближении просто пугают. Слишком уж гипертрофировано огромными кажутся все эти рыбы, скаты, угри, крабы, морские тараканы, черви и прочие чудища. Я и до этого не была большим фантом рыбы в качестве блюда, а после них и вообще стала относиться к ней с подозрением. Вот серьезно, порассматривайте внимательно, эти с виду еще шевелящиеся, как попало сваленные кучи живности, которую свежуют, похоже, прямо на живую – многое из этого вы захотели бы съесть? Например, тех симпатичных морских зверят, которые лаются с кошечками?
За кошечек, кстати, автору отдельное спасибо.





читать дальше

@темы: фантазии, живопись, ассоциации, Питер, Адвент, "эпическое"

20:19 

Адвентовский календарь. По залам Эрмитажа.

Жить - это значит любить людей.
Я все же делаю в этом году адвентовский календарь, чему я на самом деле черезвычайно рада. Не столько самому календарю даже, сколько тому, что нашла, наконец, замечательную идею, после всех тех дурацких, которые мне до этого приходили в голову. И не просто удачную идею для календаря, а нечто такое, о чем я на самом деле уже очень давно хотела сделать пост… Или даже ряд постов… Останавливало главным образом то, что объем работы рисовался уж очень большой, но в таком виде, разбитый на 25 кусочков, он как раз таки вполне меня устраивает.
Итак, в этом году я хочу поговорить о моих самых любимых картинах из собрания Эрмитажа. Не рассказать о них с исторической или искусствоведческой точки зрения, об этом можно почитать в википедии или где-то еще, а именно пояснить по возможности кратко, чем они важны для меня и почему я их люблю. Почему возвращаюсь к ним снова и снова, и во время посещений Эрмитажа – к некоторым по нескольку раз за один день - и просто в воспоминаниях.
Сразу оговорюсь - в Эрмитаже тысячи картин. И каждая из тысяч безусловно стоит упоминания и заслуживает внимания. Только из тех, которые мне просто нравятся, можно назвать сотни, и десятки - любимых. Поэтому выбор был очень непрост, в «шорт-лист» в итоге попало около сорока… И только 10-15 из них не вызывали сомнений, из числа остальных пришлось выбирать долго и мучительно. И в этом пред-календарном посте я запощу те картины, которые я тоже очень люблю, и о которых мне очень хотелось бы поговорить, и что вполне можно сделать как-ниубдь в частном порядке, но в рамках именно этого календаря мне пришлось их отсеять…. Увы… Может, я еще вернусь к ним как-нибудь в другой раз. При выборе опиралась прежде всего на то, чтобы сделать финальные 25 картин максимально разнообразными по стилю и сюжетам. Еще раз уточню, что составляю свой список, основываясь исключительно на личных симпатиях и пристрастиях, поэтому ничего удивительно, что в него попали некоторые картины малоизвестных художников в ущерб многим великим и величайшим, но всех охватить было просто невозможно.
Сделаю еще одно небольшое отступление. Выражение «залы» или «галереи» Эрмитажа довольно условно. Как известно, Эрмитаж музей огромный, экспозиция общей протяженностью двадцать с чем-то километров. Экспонатами, в том числе картинами и скульптурой, заняты не только собственно «залы и галереи», но и все свободное пространство – подвальные помещения, небольшие комнаты и комнатушки, коридорчики, переулочки, переходы между корпусами, чуланчики размером два на три метра (буквально) и даже некоторые лестничные площадки. Картины висят не только в экспозициях живописи, но и в интерьерах, залах прикладного искусства и многих других внезапных местах, так что заведомо оказываются не в равных условиях. Проблема еще и в том, что только часть выставочных помещений выходит окнами на открытые пространства – Неву и Дворцовую площадь, то есть является хорошо освещенной. Многие же «залы» выходят окнами на узкие улочки, сквер с высокими деревьями, внутренние дворы и дворики, на противоположную стену, а то и вовсе окон не имеют. К тому же большинство хорошо освещенных помещений занято под «парадные покои», что, наверно, правильно, но множество картин по этой причине остается в ущербе. То есть в отличие от, скажем, Русского и большинства других музеев, связанных с живописью, картины в Эрмитаже развешены не в «стерильных» залах на фоне белых стен, где ничто не отвлекает от них внимания, а в местах поразительно разнообразных и даже непредсказуемых. И поскольку на восприятие картины влияет и ее местонахождение, то я буду время от времени обрисовывать, так сказать, и саму локацию.
Ну а теперь - мои любимые картины Эрмитажа, обделенные на этот раз отдельными постами:



Ян Провост. «Богородица во славе», 1524.




читать дальше

@темы: задумки, живопись, Питер, "эпическое"

12:43 

Жить - это значит любить людей.
Тот тяжелый случай, когда меня безумно цепляет музыка песни, но мозг отказывается подпевать такой нелепый текст. Ну, бразильцы, они такие бразильцы.


@темы: так, обо всем, рок, музыка, мило

14:14 

Жить - это значит любить людей.
Об импрессионизме: "...Это истинно галльское искусство, которое могли создать только французы, может быть даже только парижане. Картинами Моне, Сислея, Ренуара «можно проверять человека, кто приемлет их — тот здоров, кто нет — тому нужно посоветоваться с врачами».

О чем именно посоветоваться? О том, что я имею наглость воспринимать искусство иначе, чем парижане? Ну, так я лучше поболею.

@темы: facepalm, soy yo, так, обо всем

Remmirath

главная