Laurelin S.
Жить - это значит любить людей.
Изначально хотела написать пару слов о последнем альбоме Магов, который мне необыкновенно понравился, потом решила пройтись в целом по содержанию и сюжетам их творчества, в итоге съехала на философствования о том, почему я так люблю эту группу, хотя вроде бы и не должна.

Вот уже больше десятка лет Mägo de Oz – одна из моих самых любимых групп. Самая любимая на самом деле после Iron Maiden / Bruce Dickinson и Edguy / Avantasia. На третьем / пятом месте в общем.
Всех вышеперечисленных я люблю больше Магов, но если брать их МУЗЫКАЛЬНОЕ творчество в контексте музыкальных СТИЛЕЙ и направлений, подобной музыки я слушаю в целом не очень много. Если же брать Mägo de Oz – подобную музыку я слушаю постоянно. Собственно, я из нее не вылезаю. С одной стороны это металл, по преимуществу хэви и мелодик-пауэр, с другой – фолк, опять же по преимуществу ирландский и мой любимый галисийский. Ну и собственно элементы классического фламенко там тоже густо присутствуют.
И если брать их творчество в целом, то там, наверно, есть все. Элементы почти любого рок-жанра, от трэшака до рок-н-ролла, и элементы самого разнокалиберного фолка, ренессанса, классики, блюза, джаза, попсы, да всего. Mägo de Oz - эта самая эклектичная группа из всех, которые я знаю… И вместе с этим самая гармоничная. Именно им удается лучше всего совмещать несовместимое так, чтобы это звучало единым неделимым и прекрасным целым. Настолько гармоничным и совершенным, что и двадцатиминутные эпики у них слушаются на одном дыхании, так же, как и трехминутные боевики.
Ни одна из известных мне фолк-метал-групп, не затрагивает в своем творчестве столь глубокие и мрачные темы и не одна при этом не пишет столь же радостной, позитивной музыки. И в этом противоречии их уникальность. И да, даже столь нелюбимые мною блюз, джаз и рок-н-ролл я у них черезвычайно люблю.





Между прочим, эту группу я полюбила на заре своего изучения испанского, тогда еще самостоятельного, именно начала их слушать в целях – что-то слушать на испанском, и мне еще насвистели, что похожа на Мэйден... Ну вообще-то, ДА, ПОХОЖА, местами очень, особенно ранние альбомы, но не тот, что мне попался самым первым. А мне первым попался вообще концертник, и вот покорить при первом же прослушивании, да еще и концертником, это действительно признак серьезных и долгих отношений в будущем. Кстати даже если брать поздние альбомы то и на них можно найти песни, которые если очистить их от фолковых и ренессансных вставок, достойно смотрелись бы в репертуаре самих Мэйден – здесь абсолютно без преувеличения.



То, что они умеют петь и играть абсолютно все, становится наиболее очевидным при прослушивании их каверов, на которые они так щедры, есть целые сборники из одних только кавер-версий. Тут вам все и Deep Purple, и Led Zeppelin, и ABBA, и Luar na Lubre, в общем, все виды фолка, рока и попсы, которые вы только пожелаете. Кстати, забавная плюшка: если вы слышали их кавер на «Gimme gimme» АВВА, то могли обратить внимание на строчку «gimme a man after midnight», обычно все мужские метал-группы, которые обожают перепевать эту песню, вместо «man» стыдливо поют «love» или что-нибудь в этом роде. Однако Mägo de Oz гордо поют именно оригинальный текст без изменений. Почему – догадайтесь сами.



Тут есть еще одна небольшая деталь: в отличие от Мэйденев, Брюса и проектов Тоби к моему отношению к Магам не примешивается ничего лишнего… и личного. То есть, то, что я у них люблю, это только творчество. Совершенно в чистом виде, без малейшей примеси. Я на самом деле даже совершенно ничего не знаю о характерах, биографии или личной жизни никого из них, да мне это и не интересно. Я даже их имен не знаю, только псевдонимы.
Вообще, собственно, все, что я знаю из личной биографии Магов, так это то, что их бессменный лидер Чус (да, полное имя Хесус/Иисус, если кто не в курсе) самый гейский гей, которого я видела в своей жизни, то есть, я бы сказала, просто король гейского эпатажа. И при этом он же самый крутой, брутальный и агрессивный металюга опять же из всех, кого я повидала. ПАРАДОКС. Как ему это удается, одному Богу известно. Ну и еще - он один из самых талантливых композиторов, музыкантов, шоуменов и поэт, опять же, от Бога. Так что, наверное, все остальное действительно несущественно.
Кстати, недавно слышала мнение одного известного звукача о том, что «барабаны звучат при записи выразительнее, если ударник в курсе, о чем песня». Вот почему, видимо, у Магов чуть не самые интересные из слышанных мною барабанов – Чус автор почти всех песен.))) Не, ну и подозреваю, что барабанить он тоже умеет. И петь тоже.



А еще Mägo de Oz единственная известная мне группа, которая абсолютно ничего не потеряла от смены ВОКАЛИСТА. Это просто поразительно. Ну вот ни грамма. То есть больше десяти альбомов, начиная с самого первого, с ними Хосе записал, и вроде свой фирменный неповторимый вокал, лицо группы и все такое… Но вот последние два-три с Сэтой, не то что не слабже или не хуже, они просто… НА ТОМ ЖЕ УРОВНЕ. Который все также повышается от альбома к альбому. Клонировали они его, что ли? Возьмите недавнюю, 15-го года перепевку новым вокалистом их легендарной метал-оперы «Финистерра» – разницы с оригиналом никакой. Ну вот ее просто нет и все. Сэта - это совершенно идеальное попадание по тембру и манере исполнения на замену Хосе. Ну, может, чуть-чуть послабее диапазон, что не факт… Просто с первых альбомов к последним манера пения и самого Хосе сильно изменилась, он перестал переходить так часто в верхний регистр, визжать и фальцетить, на последних альбомах с ним этого почти нет, ну и новый этим аналогично не страдает... То есть, возможно, Сэта это все и может, а просто не надо. И по мне так реально не надо – они прекрасны и без визга. Где-то читала, что со сменой вокалиста группа перешла от более метального саунда и стиля на более хардроковый, но мне кажется, на более хардроковый стиль они перешли еще задолго до ухода Хосэ. Да, я понимаю, что для каждого тру-фаната Магов, который все песни знает наизусть, именно Хосе, который ушел «потому что из него в группе сделали гея» (любопытное заявление от человека, изначально позиционировавшего себя как примерный семьянин, подробности в студию, если можно), так и останется единственным настоящим вокалистом этой группы. И я его тоже люблю, и по нему скучаю. Но группа хуже не стала. Ни в малейшей степени.



Я-то лично, возможно, только выиграла от смены вокалиста. Потому что, если объективно, то больше всего я использую испанский язык ВСЛУХ, подпевая и напевая их тексты. И тут я уж вольно-невольно копирую Хосе, а он боливиец. Ну хотя к его чести надо сказать, что кастильский выговор он добросовестно пытался копировать, но получалось далеко не всегда, а где-то через два раза на третий, что очень забавно слушается в рамках одной песни, где одни и те же слова, скажем. в припеве, он по-разному произносит. На самом деле боливийский акцент от кастильского не сильно отличается, но то самое коварное ll произносится нечетко. Не совсем уж по-извращенски, не как у аргентинцев, Ш, и не ДЖ или ЛЬ, но все равно как-то… Больше походит на польский мягкий Ź, и мне соответственно было очень удобно его именно так произносить, и теперь, похоже, я уже обратно не переучусь. Большое спасибо, Хосе. Одна надежда, что теперь мне произношение выправят Сэта и вокалистка Патрисия Тапья, которая стоит отдельного упоминания.



Один из немногих любимых мною женских голосов в металле. И ее сольники в этом плане нисколько не разочаровывают. Она вообще очень разносторонняя певица, и бельканто при необходимости может выдать, и фирменный рок-вокал с хрипотцой, и повизжать, но в общем и целом поет довольно мило. Она очень артистично интонирует, и произношение у нее можно сказать академическое. А ее сольные номера на альбомах всегда одни из самых выразительных. Иметь постоянную женскую вокалистку наряду с парнем-вокалистом, довольно редкая роскошь для метал-группы, и вот подозреваю, что Патрисию им уж точно никто не заменит. Но она пока вроде никуда не собирается, тьфу-тьфу-тьфу.
Да, Чус у них тоже иногда поет. Особенно раньше, когда у них еще не было так много Патрисии, а действующие лица их опер в основном женщины… И у Хосе очаровательно получалось озвучивать всех героинь, но иногда, когда было НУ ОЧЕНЬ НАДО изобразить дуэт, скажем, влюбленных, Чус брал мужские партии на себя. Взваливал, так сказать, эту обязанность на свои могучие гейские плечи.



Что касается ТЕКСТОВ то тут я, пожалуй, даже отдам предпочтение именно Магам перед всеми прочими группами. Во-первых, сам по себе испанский язык крайне музыкальный и красивый, чисто по звучанию. Во-вторых, он несоизмеримо гибче того же английского в плане передачи смысловых нюансов и личных эмоций. Да чисто по лексике. Но резервы языка еще не гарантируют талантливой лирики, так вот у Чуса она выше всяких похвал. Эта поэзия с большей буквы, невесомая, изящная, легко запоминающаяся наизусть, идеально вписывающаяся в музыку. И при этом лексически невероятно богатая, стилистически разноплановая и глубокая в плане смысла.
И опять же, не хочу сильна критиковать, скажем, Тобиаса, но в погоне за содержанием он сильно утяжеляет форму, перегружает свою лирику. В ней всегда ощущается некая «сделанность, вычурность», все же заметно, что язык неродной. Все же он не поэт, так же, как, например, Харрис. А вот Брюс поэт, и Чус тоже, хотя Чус сильнее в лирическом плане, тогда как Брюс - в философском. И опять-таки за счет языковых особенностей, стихи Чуса просто КРАСИВЕЕ на слух.



Итак, СЮЖЕТЫ. Ну вообще, это уже притча во языцех, кто знает, у нас с Чусом совершенно одинаковые интересы – собственно поэтому мне и ничего не надо о нем знать, как о личности, все нужное есть в его творчестве. То есть мы пишем про одно и то же. И ни одну группу я так основательно не распотрошила на эпиграфы и просто прямые цитаты в своих произведениях.
Причем это в равное мере относится и к сюжетным, оперным альбомам, и к обычным, с разнотемовыми песнями. Но все же на сюжетных операх оно заметнее. Ииии… Не могу удержаться от сравнений с Авантазией, ну ведь, правда, как будто Чус тягается с Тобиасом… Ну или Тобиас с Чусом. Первые две части оригинальной «Авантазии» - «Финистерра» тоже была в двух частях. Конечно, по музыке и вообще качеству Авантазия малость получше будет, не смотря на то, что Тоби Чуса моложе, но вот в плане именно эммм… Сюжета… ну, я уже говорила, я пишу о том же, потому сюжетом Маги меня всегда покорят. В «Финистерре» мой любимый, особенно на то время постап, причем изображается общество после вселенского катаклизма, полностью бездуховное, где «даже оргазм отправляют по и-мэйлу». Это переплетается с экскурсом в средневековую цивилизацию, с ее религиозным экстремизмом, суевериями и прочим. И тема оперы - попытка в поисках хоть какой-то духовности вернуться к древнему мракобесию от полностью деградировавшего в моральном плане «прогрессивного» общества. То есть, как бы, пост-средневековье. То есть, как бы, одно время в другом. То есть, как бы, попытка из двух зол выбрать меньшее. То есть сюжет со всех точек зрения для меня офигительный, и да, Тоби со своим довольно стандартным путешествием в клишировано-фэнтэзиный параллельный мир этой прелести немного проигрывает (и кто-то будет еще утверждать, что я к нему необъективна?) Кстати об Iron Maiden как о своей любимой группе Чус говорит много и охотно, от ответов же на вопросы по теме Тобиаса и «Авантазии» он изысканно уклоняется. Он уж лучше об Aina поговорит, чем об Avantasia, хотя, что там о ней говорить? Но его можно понять. Обе оперы вышли одновременно, ничем не уступающая «Авантазии» «Финистерра» даже на пару месяцев раньше. Обе сделаны по совершенно идентичному принципу, и даже сходны по тематике, хотя и чуть-чуть отличны по стилю музыки, хотя и внутри одного направления. Но из-за англоязычности и звездности приглашенных вокалистов (у Чуса звезды тоже есть, но свои, испанские) именно «Авантазия» обрела всемирную известность и стала эталоном жанра. Хотя «Финистерра» не менее достойна. Мне бы тоже было обидно. И вообще Чус раньше начал писать оперы, хотя изначально равнялся больше на Веббера.



Следующий шедевр от обоих групп в плане эпиков тобиасова «Порочная Трилогия» и маговская «Гайа». И да, я из-за этого поругалась и ушла из сообщества, поругаюсь и снова. Переводить нужно именно так. Гайа. НЕ «Гея». Нивкоимслучаи. Пояснюсь. Если уж переводить, то переводить полностью и по смыслу, тогда опера будет называться «Мать-Земля» или «Мать-Природа». Потому что у испанца, да и англоговорящих товарищей, это именно такая стойкая метафора, четкий ассоциативный ряд: Гея/Гайя это конкретный символ природы. У нас же этот ассоциативный ряд отсутствует напрочь, большинству слово «Гея» вообще ничего не скажет, редкие исключения отошлет к античной мифологии, а она тут вообще никаким боком. Так что если уж не «Мать-Земля», то «Гайа», потому что это уже ассоциативный ряд конкретно с этой рок-оперой и творчеством Магов в целом. Либо - либо. А «Гея» - это смысловой провал по всем пунктам.
Конфликт природы и человека через конфликт язычества и христианства, что достаточно спорно, один из мотивов этой оперы. Просто именно в контексте самой оперы такая постановка вопроса выглядит немного странно, с одной стороны католичество там выступает как воплощение мракобесия, с другой – злобного прогресса. Оно, может, и можно увязать, но именно на примере конкретного произведения – противоречие здесь вижу я. Хотя мотивов в опере слишком много, легко и запутаться. Там и дьявольские искушения в прямом смысле, и хождение по снам, и падение метеорита, и путешествие во времени, и отсылки к массе литературных произведений от Сервантеса до Сиболд, ну и в общем опять все, что я люблю и много… Правда и в «Порочной Трилогии» этого много, но тут уже мне трудно сделать выбор, потому что и в музыке Чус от Тоби в этот раз не отстал, и в смысловой нагрузке Тоби ему почти не уступил. Да, у Тоби все же собственный материал и в довольно четко выдержанной стилистике, а вот у Чуса намешано всего, чего только можно во всех жанрах, плюс постоянные прямые цитации музыкальных моментов, откуда только можно, от Моцарта до все тех же Мэйден. В общем, боевая ничья. Вот только у Тоби три части как таковые, а у Чуса вторая в двух дисках, да еще и постфактум выпустил «Эпилог», и вообще у него все длиннее (это я без подтекста, если чо). Ну, у Тоби там еще были доп-материалы на синглах, но в общем все равно не дотянул по размеру, ну и ладно.



Сюжет «Гайи» даже для фильма или книги сложный, а увязать это в рок-оперу, вообще надо было сильно-сильно постараться. И да, Тобиас, это НЕ невозможно. Это в буквальном смысле просто надо было СЕСТЬ и ПОСТАРАТЬСЯ. Потому что продуманность, тщательность, обоснуйность, вот что в этой опере ощущается, но при этом совершенно без напряга, все хоть и эпично, а все так же легко и изящно, то есть по-маговски. Если не вдаваться во все перипетии сюжета, и брать самое основное, то завязка выглядит примерно так: у нас два плана, в прошлом и настоящем. В прошлом это трагическая история любви индианки и конкистадора (героиня в итоге гибнет на костре за ересь, герой за нее потом кому-то мстит, хотя первый кругом виноват). В настоящем некий агент ФБР, расследует разные сложные дела и по ходу находит «пророка», предсказавшего в числе всего прочего смерть Папы Римского. Пророк наяву это молодой человек, страдающий синдромом дауна, но во сне он преображается и начинает говорить голосами жертв католической церкви. Тут и еретики, и американские индейцы, и евреи, и женщины обвиненные в колдовстве, и мусульмане, и представители секс-меньшинств… В общем Ватикан получает последовательно по всем пунктам и довольно исчерпывающе. И надо признать - талантливо. Там и еще есть, и в современности, и в средневековье, но слишком там все запутано. Сам по себе конфликт предыдущей «Финистерры» тоже довольно показателен в этом плане: метание между ужасами инквизиции и ядерным безмолвием как двумя единственными альтернативами. В «Гайе» выход, казалось бы, найден – возвращение к корням, к языческой, в данном случае к индейской, форме цивилизации, к естественному образу жизни в противовес прогрессу и католической церкви. Первые две части звучат довольно оптимистично, но в итоге все равно все кончается плохо, мир все же гибнет. Выхода нет. Хотя сама мысль, что все несправедливо убиенные (необязательно инквизицией, невинно приговоренная к смерти по вине губернатора Джорджии американка в сюжете тоже присутствует) после смерти становятся частью некой «мировой души, великой богини», а потом через нее мстят своим гонителям - это довольно интересно. Но убийства губернаторов и пап римских мистическим способом ничего не меняют. В финале третьей части «мировая душа» понимает, что человечество безнадежно и уничтожает его под корень. Возможно - хэппи-энд. Однако, нужно отметить, что первоначальное «все зло от Ватикана» переходит в более пессимистическое «все зло от человеческого наплевательства на Землю и друг на друга». «Отомстив» церкви, герой ничего не добивается и не выигрывает, и это тоже показатель. Опять же если под «местью» подразумевалась смерть конкретного римского папы, то что-то как-то они слегка припозднились, нет? Ну, в смысле, он и так долго прожил. И вообще развязка этой сюжетной линии в смысловом плане меня не впечатлила (в отличие от музыкального). В общем все умерли. Ну. То есть вообще все. Весь мир.



Коснусь и еще одной скользкой темы, которой поначалу хотела избежать, но все равно скажу… Это по поводу имиджа Магов как группы богоборческой. И лично я ничего богоборческого в ней не вижу. На самом деле нет. И даже антихристианского. Проязыческая - да, бунтарская - да, эпатажная - да… Откровенно провокационная на грани похабности местами, АНТИКАТОЛИЧЕСКАЯ - да! – пусть даже отчасти богохульная, но не богоборческая. Написать прекрасные стихи: «Господь не тот, кто наказует, но тот, кто просвещает, не тот, кто угрожает, - кто защищает. Тот, кто, если упаду, меня поднимет, если споткнусь, - протянет мне руку, кто ошибки мои простит и сомнения мои развеет…» - это теперь считается богоборчеством? Больше скажу, Чус на своем полюсе отрицания традиционных ценностей переходит от минуса в плюс, то есть смыкается опять же с традиционным христианством, хочет он того или нет. И его «Псалом отверженных», одно из самых сильных его лирических произведений, прекрасно читался бы в числе библейских псалмов, ничем им не уступая - мнение человека, большинство из них уже выучившего наизусть. Да, я знаю, что за такое мнение меня, наверно, пожелали бы закопать и Чус, и библейский автор, не говоря уже об их поклонниках… Но я так при своем и останусь. Если брать именно это произведение как пример его отношения к религии, то мне такой человек очень симпатичен. Да, взаимоотношения у автора псалма с Богом крайне сложные и напряженные, но это именно взаимоотношения с конкретным живым Богом, а не тупое отрицание. Чус как автор активно мыслит и ищет ответы на вопросы, попутно задавая новые, а не пытается что-то уперто ниспровергнуть или опустить. Что до сомнений и упреков… Знаете, в Библии, даже Иисус иногда упрекал Отца, простому смертному это тем более простительно. Сам Чус прекрасно понимает, что не все так однозначно, как ему хотелось бы, и не спешит с категорическим выводами.



И, кстати, Сатана в «Финистерре» и «Гайе» каноничнее некуда, у него даже антиутопия будущего в «Финистерре» названа Сатания. Кстати, любопытная деталь: у Магов почему-то именно отрицательные персонажи опер получаются наиболее выразительными, особенно в музыкальном плане, будь то рядовой демон или инквизитор, или сам Сатана или Гитлер.
В целом богоборчество как таковое признак незрелости ума, ну какой человек в здравом уме будет на полном серьезе БОРОТЬСЯ с Богом? То есть если человек реально ВЕРИТ в Бога, то это ОЧЕНЬ глупо, с Ним бороться. А если вообще не верит, то это, извините, еще глупее. Школота, которая этого пока не понимает, может, конечно, прибивать эту группу на щит своих бородатых откровений, но сама по себе группа от этого хуже не делается. Их творчество как раз таки отличается зрелостью и мудростью. И вместе с тем небанальностью и неистребимой юностью, что роднит их с Мэйден. Такие чахлые узколобые идеи как «богоборчество» в контексте их полнокровного творчества просто не смогли бы прижиться. Что до личной ненависти Чуса к Ватикану, то… Знаете, гей-металлист, выросший в Испании в 90-е, на нее, думаю, имеет право. И не мне его за это судить. Между прочим, моя церковь тем и отличается выгодно от многих других, что способна признавать собственные ошибки и недостатки. Опять же есть Ватикан, и есть католическая церковь на местах, и в разных странах оно все по-разному. Например, в Аргентине и Бразилии, несмотря на сильную религиозность, общество весьма либерально, в той же Германии тоже. А вот «католическим адом» в Европе до совсем недавнего времени являлись как раз Испания, Ирландия и Польша… Хотя в Польше до сих пор ничего особо не изменилось. Короче, я с Чусом по ряду вопросов не согласна. Так я и с Тоби, и с Брюсом по многим пунктам не согласна. Он на свое мнение имеет право, как умный, талантливый, интересный, образованный, разносторонний… пусть и откровенно чокнутый человек. Я предпочитаю ТАКОГО оппонента, чем тупых и ограниченных единомышленников, знаете ли. Мне неприятно, когда я чувствую, что он конкретно ошибается, и не может этого понять, мне неприятно, когда он начинает откровенно злобствовать, но это бывает крайне редко. Мне неприятно именно потому, что он таким образом дискредитирует собственную же точку зрения. Уж очень тонка в данном случае та грань, которая отделяет палача от жертвы, гонителя от гонимого, просветителя от мракобеса. И я очень надеюсь, что Чус ее не пересечет – пока ему это удавалось. Предумышленно видеть только плохое там, где можно увидеть немало хорошего – именно этот упрек так часто и в резкой форме Чус бросает католицизму. Обидно, если он начнет уподобляться тем, против кого выступает.



Мне трудно обосновать, почему я все же очень люблю творчество человека, которого по идее должна ненавидеть, потому что он ненавидит почти все из того, что мне дорого. Да ладно, даже в метал-среде Чус почти пария. Но я все же… Я все же предпочитаю видеть в нем не цинизм и ненависть, а его внутреннюю красоту и способность к любви, которых, как мне кажется, в нем больше… И почему я должна видеть в нем врага, я не исповедую принцип «кто не с нами, тот против нас», а предпочитаю: «то, кто против тех, кто против нас, тот с нами». А Чус против дьявола, ну и мы тоже против. Вот так вот. Ладно, до стадии «благословлять врагов своих» я пока не дошла, но если в человеке поровну, за что его можно любить и ненавидеть, то я уж лучше буду продолжать любить… И он просто… да, он мне нравится, и я буду всегда обожать его музыку и стихи. И я всегда буду верить, что талант дан ему от Бога, а не от чего-то там еще. И вообще я думаю, он хороший человек. А значит, по умолчанию католик. Ха-ха.
В общем, по итогу, оба эпика, и у Тоби, и у Чуса, крайне сложные, спорные, неоднозначные, я с обоими на затронутые темы в упор не согласна, если что, но тем не менее, это не мешает мне их обожать, за серьезный подход к теме и уникальное музыкальное воплощение.



Однако потом Тоби выдает новую совершенно шедевральную дилогию, а у Магов с их сменой вокалиста некое затишье, но теперь, кажется, они активно взялись наверстывать. Полная перезапись ставшей классикой «Финистерры», а оно было надо? Пока еще не решила. Буду сравнивать и слушать, как бы там ни было, это тема для отдельного поста.
А на этом я, наконец, перехожу к самой теме «Иллюссии». То есть ради того, ради чего все это было.

Альбом 2014 года Ilussia.




Итак, повторюсь, что у меня на тексты/сюжеты Магов только две реакции. Либо «Ага, про это я уже успела написать!», либо «Черт, про это еще только собиралась».
Но вот это я точно не собиралась, потому что изначально знала, что на эту тему бесполезно замахиваться – не потяну. Но очень хотелось. Написать, почитать, посмотреть… Но вот как-то не везло, никто не берется, или уж берется слишком примитивно. Вот про «послушать» я как-то раньше не думала, но и такой вариант меня вполне устраивает. Именно что ТАКОЙ вариант.
Итак тема – дьявольский, потусторонний цирк. Если хотите, Цирк как филиал ада во всех возможных смыслах. Я на самом деле рада, что Маги немного отошли от сложной религиозной и социальной философии, может, помудрели и поняли, что не все так однозначно и не надо рубить сплеча. Во любом случае, меня их обращение к чистой мистике только порадовало, и тем более тут ТАКАЯ ТЕМА. Вот как хотите, а мне цирк представляется местом, если не откровенно зловещим, то, во всяком случае, неоднозначным и сомнительным. Слишком в нем тесно это сочетается - Свет и Тьма. И, возможно, Тьма все же перевешивает. Потому что свет – он только в ограниченном круге арены, а все остальное покрыто марком. И нигде так не разителен контраст внешнего бесшабашного веселья и того, что за этим скрывается. Весь этот внешний праздник, а за ним зачастую боль, слезы, интриги, издевательства над животными, постоянный риск искалечиться или погибнуть, ну и, конечно, эти монструозные клоуны…
Именно клоун тут, разумеется, главный отрицательный (или не очень?) – персонаж, за что минус балл – клише! Но сам персонаж довольно оригинален на фоне прочих монструозных клоунов, у него довольно интересная предыстория, связанная с историей Иллюссии, поинтереснее, чем у Кинга однозначно, так что, все же, плюс.



Действие разворачивается параллельно аж в трех измерения, композиция снова нелинейная. В самом начале, в настоящем, в современной нам реальности мы видим главного героя стариком, клиентом психиатрической клиники. Оттуда мы отправляемся в прошлое, в его воспоминания, и там сюжет разветвляется на собственно прошлое героя и повествование во вневременном пространстве Иллюссии, адского цирка, куда попадает его пропавшая в детстве сестра. И взаимодействуют эти сюжетные линии не только через героев, но и на разных смысловых уровнях. Например, мир Иллюссии - это ад как таковой, то есть это материальное, буквальное воплощение ада, один из его кругов или филиалов. Однако жизнь ГГ, с его утраченной любовью, потерей близких, разочарованием в обществе, вере, самой жизни это все тот же ад, а само современное общество с его грязной политикой и войнами – тот же дьявольский цирк. В финале все эти планы сливаются, и герой просто меняет один ад на другой, хотя ему уже, собственно, по фиг. Духовная смерть, таким образом, не только предшествует физической, но и является отчасти ее причиной. Хотя возможно и другая трактовка, именно этот формальный ад в итоге является вариантом лучшим, чем наш «ад на земле». Ну что ж, тоже красиво и в духе Магов. У Чуса вечно - "чем хуже, тем лучше".
Вообще на такую тему можно было бы так развернуться, что ух! – причем именно это Чус и делает, даже непонятно, как такое количество нетривиальных персонажей и тем можно было умудриться упихнуть всего в ЧАС дискового пространства. В «Гайа» было четыре диска, не считая эпилога, так что там неудивительно, но тут? Опять же, главным плюсом является наличие четкого сюжета, от чего тот же Тобиас давно отказался, предоставляя слушателям самим додумывать и домысливать, Чус же сюжетность сохранил и ничего на этом не потерял. Хотя он взял на вооружение и метод Тобиаса в плане «ужимания» сюжета за счет более многочисленных, чем в «Гайе», аллегорий, метафор и подтекстов. Конкретика уступает место свободе слушательского интерпретирования. При этом сюжет сохраняет эпичность с переплетением многих сюжетных линий и сложной непрямой композицией. Даже в часовой «Иллюсии» сюжет яркий, небанальный и, что главное, завершенный… Но все плохо кончилось, если что. То есть даже не «все умерли», а еще хуже. Или опять же лучше, шут их знает. И в рамках данного произведения как раз таки шут, то есть, клоун, все и знает.
Это внешний, уже сам по себе довольно непростой сюжет, в который вплетаются ряд дополнительных, иногда скрытых, сюжетиков. Цирк полон тайн, нам их показывают, но не раскрывают. Их разгадка, равно как и самой главной тайны Иллюсии - что она собственно такое, это уже наша задача. Большинство его обитателей оказались там после физической смерти, однако исходя из того, что главгероиня туда приходит живая (вроде бы?), но назад не возвращается, позволительно думать, что все гораздо сложнее. Возможно, Иллюссия это еще и мир плотских страстей и искушений, уходя туда добровольно, назад не возвращаешься, снова духовная смерть напрямую предшествует телесной. Одно следует из другого.
И вообще случай каждого конкретного персонажа настолько неоднозначен, что пространство для интерпретаций самое обширное. Например, три брата воздушных акробата, которых раньше было четверо, и один из них погиб во время исполнения номера. Кстати на данный момент моя любимая песня: можно рассказать о полете под куполом цирка, можно его увидеть, но дать посредством музыки ПОЧУВСТВОВАТЬ и почти поучаствовать, на это далеко не каждый способен.



Или укротитель тигров, который… нет, неправильно, умер от передозировки героином.
Или история ирландки Мэри, вдовы скрипача-виртуоза, которая раньше держала таверну, а теперь работает кухаркой в этом самом цирке и иногда оказывает другие жизненно важные услуги… Почему ирландка, почему скрипача, почему кухаркой?.. А почему нет?
Заканчивая говорить конкретно об этой рок-опере, стоит уточнить, что примерно треть смысла передается за счет именно музыки, именно через нее достаточно полноценно раскрыты характеры героев, их эмоции конкретно в момент действия даже частично само действие. Лирика нам их только отчасти поясняет, музыка же – довольно полно раскрывает. Больше по музыке добавить нечего. ШЕДЕВР. Просто, ну, вот нечего. С каждым разом Маги все прекраснее, хотя стиль по-прежнему моментально узнаваем и уникален. В общем, совершенство. Чус, Сэта, Патрисия, Мохамед, Карлитос, кого там забыла - все бесподобны. Гостевых вокалистов почти нет, за исключением сопрано Пилар Хурадо, которая добавляет классической оперной безуминки и дьявольщинки на прологе и эпилоге.
А вообще, знаете, ради чего я все это начала писать? Ради того, чтобы сказать, что вот ОБ ЭТОМ, я бы действительно не отказалась написать пару фанфиков, раз уж на свое собственное на эту же тему замахнуться не решаюсь. Правда фанфикшн по «Иллюссии» уже есть и неплохой, но все же…

Под занавес процитирую финальную мысль произведения: «Должно смеяться над всем, в том числе и над смертью».
От себя добавлю, человек, которому ДОЛЖНО смеяться над всем, очень, очень несчастен…


@темы: фолк, рок, мысли, музыка, ассоциации, Красота - это Вера, sugoi